Литература

«Читаем, понимаем, размышляем!»: кейсы по формированию читательской грамотности учащихся 5-х классов

О проекте

Проблема нехватки материалов для проверки знаний по литературному краеведению Кировской области актуальна и для учителей, и для учеников. Чтобы решить поставленную задачу, требуется обеспечить педагогов готовыми методическими материалами, которые они смогут использовать на своих уроках для проверки уровня знаний детей. Проблема является актуальной, так как изучение произведений, написанных писателями Вятского края входит в образовательный стандарт. В соответствии с современными требованиями образования и ФГОС ООО основными результатами деятельности общеобразовательной организации должны быть не знания, умения и навыки школьников, а набор компетентностей по разным сферам деятельности. Современное обучение должно быть таким, чтобы выпускник был способен, независимо от других, решать возникающие проблемы. Каждый учитель литературы наверняка сталкивался с такой проблемой, как нехватка дидактических материалов по той или иной теме литературного краеведения, с помощью которых он смог бы оценить уровень компетентности школьников. Решая эту задачу, учителя начинают разрабатывать задания и вопросы самостоятельно, тратя на это большое количество личного времени. Кроме этого, в нагрузку педагога входят учебные часы, классное руководство, а также почти ежедневная проверка тетрадей (домашнее задание, самостоятельные работы, сочинения, изложения и др.). Следствием такой нагрузки может стать эмоциональное выгорание, неудовлетворённость своей работой и снижение работоспособности педагога. Все эти факторы могут сказаться не только на состоянии учителя, но и на учебном процессе, и на качестве усвоения материала учениками. Чтобы решить эту проблему, необходимо исключить дополнительную нагрузку из занятости педагога. Как же это сделать? Требуется обеспечить образовательные организации дополнительными готовыми материалами по литературному краеведению, которые учителя смогут использовать для проверки уровня знаний школьников, не тратя на их создание дополнительное время. Одним из видов таких заданий, рассчитанных на проверку учеников, является кейс. Кейс позволяет демонстрировать теорию с точки зрения реальных событий. Он позволяет заинтересовать учащихся в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков самостоятельного сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации, для последующего ее обсуждения в коллективе с показом своего варианта решения вопроса или проблемы. Кейсы помогают формировать и развивать читательскую грамотность учащихся.  Читательская грамотность — это  способность понимать, использовать и оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в жизни общества. Это очень важный и актуальный навык в условиях современной реальности, что говорит о необходимости его формирования в рамках образовательного процесса. Целью исследования является повышение уровня сформированности читательской грамотности учащихся 5-х классов через разработку и реализацию кейсов по литературе, рассчитанных на изучение текстов писателей Вятского края. Для её решения, необходимо изучить материалы произведений, аналоги и создать свой продукт на основе уже имеющихся. Получилась тетрадь для внеурочной деятельности по развитию читательской грамотности «Читаем, понимаем, размышляем!» для учителя и сборник кейсов по формированию читательской грамотности для учащихся 5 классов. Проведены 4 урока по писателям Вятского края, повысился уровень читательской грамотности учащихся 5 классов, учащиеся стали активно работают на уроках, пятиклассники познакомились с произведениями писателей Вятского края. Продукт  направлен на формирование приемов аналитической деятельности обучающихся, отработку навыков смыслового чтения, что позволяет проектировать самостоятельную читательскую деятельность школьников.  Поэтому благодаря этим кейсам ученики научатся понимать смысл текста, самостоятельно и ответственно подходить к выбору того или иного ответа в тестовых заданиях. Кейс поможет практически освоить умение ориентироваться в тексте, повысит внимательность при чтении.  

Команда:

Читаем, понимаем, размышляем!

Болтачева Ольга Валерьевна
Канева Мария Александровна
Шубина Надежда Андреевна
Учитель
Тупицына Наталия Анатольевна

Готовое образовательное решение

Образовательное решение

Документы по проекту