Реформирование среднего образования, изменение требований к содержанию и организации процесса обучения и воспитания выдвигает потребность в модернизации педагогических технологий и методик. Перед учителями встает вопрос создать такую систему, в которой ученики займут позицию активных субъектов своей деятельности. Такой системой, на сегодня, является квест, ведь именно на него возложен ряд функций, которые обеспечивают самореализацию ребенка. Применение интерактивных квестовых форм и способов обучения в наше время не только закономерное, но и необходимое. Изменение подхода к образованию связано с изменением личности ребенка. Согласно теории поколений, это так называемое «поколение Z» (центениалы), родившихся в эпоху интернета, после 2000 года на смену «поколению Y» (миллениалов). Сегодня дети не представляют жизни без гаджетов, смартфонов, планшетов с которыми проводят значительный процент своего времени в мультикультурной среде.
Центениалы делят мир на цифровой и реальный. Для них неважно где родился собеседник и как он выглядит. По мнению авторов, они терпимее, спокойнее предыдущего поколения, стремятся думать глобально и получать информацию Из всего мира, не беспокоясь о языковых барьерах. Вместе с тем – не любят долго концентрироваться. У «поколения Z» распространены синдром дефицита родительского внимания и гиперактивность. В условиях рыночной экономики, родители всегда в поиске обеспечения материальных благ своего чада, а на живое общение уже не остается ни сил, ни времени. Особенности и ценности этого поколения нужно учитывать при формировании нового образовательного пространства и создании креативных педагогических технологий, в том числе квестов.
Квест может быть тематическим предметным (например географическим), но чаще он интегрированный межпредметный, формируя знания, умения, навыки, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Обязательным условием в геоквестах является использование картографических материалов.
Геоквестом считаем командную игру (семейную), где участники выполняют различные задачи с превалированием географического содержания, используя инструкции, подсказки, картосхемы с указанным маршрутом. Во время участия в квесте, ребенок вместе с родителями решают головоломки, решают поставленные перед ними проблемы, ищут ответы, то есть приобретают новые знания по географии и закрепляют уже существующие, а следовательно развиваются интеллектуально, в этот момент происходит сближение членов семьи друг с другом и меняется ценностное отношение к природе. Геоквесты, можно проводить, например в «День здоровья», если такой есть плане работы школы, либо приурочить к дате в экологическом календаре.
Таким образом, геоквест помогает не только получить новые знания и закрепить старые, а и самое ценное – это сближение и живое общение в кругу семьи.